Что осталось от пенсионной реформы

пенсионерПочти десятилетний труд чиновников, разрабатывавших пенсионную реформу, может вылететь в трубу из-за их неготовности принимать непопулярные решения.
Тот факт, что в Пенсионном фонде дыра,— не секрет. Закрыть её можно разными способами, но все они связаны с ухудшением положения потенциальных или действующих пенсионеров. МВФ предлагал поднять пенсионный возраст и увеличить рабочий стаж, необходимый для получения пенсии. Российские чиновники посчитали такой подход излишне радикальным и нашли компромисс: стаж постепенно увеличить с 5 до 15 лет, а пенсионный возраст не поднимать.
Однако даже им очевидно, что таким образом серьёзной экономии не добьёшься, а сделать это необходимо. Тогда Минтруд стал думать, как не платить пенсии тем, кто достиг пенсионного возраста, но продолжает работать. А также уменьшить число категорий трудящихся, имеющих право на досрочную пенсию.
Для этого чиновники решили пойти на хитрость. Они придумали рассчитывать часть пенсии не в рублях, а в баллах и премировать дополнительными баллами за более поздний выход на заслуженный отдых. Но после выхода на пенсию баллы фиксируются и больше не растут, даже если пенсионер продолжает героически трудиться.
До того как чиновники были вынуждены прийти к такой непростой схеме, Минтруд выступал
с различными предложениями по применению более простых и прямолинейных вариантов. К примеру, была такая идея: начиная с 2018 года сохранить работающим пенсионерам только базовую часть пенсии (сейчас это около 4 тыс. руб.). Ещё один вариант предполагал отказ от выплаты пенсии высокооплачиваемым пенсионерам (чей заработок превышает 100 тыс. руб. в месяц). Ничего этого Минтруду сделать не удалось.
Выступая недавно в Общественной палате с докладом, глава министерства Максим Топилин сообщил, что пенсии работающим пенсионерам сохранят в полном объёме. Единственный до сих пор остававшийся рубеж обороны — это перерасчёт пенсии. С ним, по крайней мере, государство не наращивало бы ежегодно новых обязательств перед работающими пенсионерами.
Но и этот рубеж пал в конце октября на совещании у вице-премьера правительства Ольги Голодец. «Если работодатель платит за работающих пенсионеров, у них должны формироваться пенсионные права. Если пенсионные права у работающих пенсионеров не формируются, работодатель не должен платить соответствующие страховые платежи», — заявил глава РСПП Александр Шохин, выразивший готовность поддержать любой законопроект, учитывающий этот принцип.
Против отмены перерасчёта в нынешнем варианте выступила партия «Единая Россия». Глава комитета по труду и социальной политике ГД Андрей Исаев заявил, что для низкооплачиваемых пенсионеров обязательно должны быть сохранены и полная пенсия, и перерасчёт. Ещё Минтруду нужно учесть и инициативу правительства: засчитывать в стаж декретный отпуск не за двух, а за трёх детей — всего 4,5 года.
В результате получается, что если правительство учтёт все пожелания трудящихся, то, по сути, кроме балльной системы для страховой пенсии и «пенсионного калькулятора», в который можно поиграть на сайте Минтруда, от реформы ничего не останется.
Сейчас правительство ищет выход из положения. Минтруд сохранил все льготы медикам и педагогам. Но они не самая большая часть получателей льгот. Согласно данным ПФР, из почти 11 млн. «досрочников»: педагогов 923 тыс. человек, медиков — 540 тыс. А, например, «северян» около 4 млн., ещё есть «вредники», «опасники», силовики. Очевидно, никто из них, включая, кстати, самих чиновников, среди которых много работающих пенсионеров, государству своих пенсий просто так не отдаст.
Как показала история с перерасчётом пенсий работающих пенсионеров, чиновники и депутаты боятся любых шагов, которые могут только показаться непопулярными. И, как ни странно, это вполне может пойти во вред самим пенсионерам. Потому что в сложившейся ситуации единственное, что остаётся правительству,— смотреть, как уменьшается тот пирог, который надо будет делить между пенсионерами согласно честно набранным баллам.
Мария ГЛУШЕНКОВА.