Экологи не доверяют «Штокману»

Окончательное инвестиционное решение по разработке Штокмановского газоконденсатного месторождения снова перенесено. Как сообщили в компании «Штокман Девелопмент АГ», новый срок принятия решения назначен на конец июня 2012 года.
Напомним, акционеры «Штокман Девелопмент АГ» уже несколько раз откладывали официальное начало проекта — очередной срок был 27 марта 2012 года. Окончательное инвестиционное решение I и II были совмещены во времени ещё в 2011 году, чтобы проект был подготовлен более тщательно. Но, похоже, старт разработки Штокмановского месторождения затягивается.
Как планируется, «Штокман» будет первым проектом, реализованным в российской части Арктики. Газоконденсатное месторождение находится примерно в 600  километрах от Мурманска. Газ и газовый конденсат будут извлекаться из подводных скважин, затем подаваться на плавучую добычную установку (судно) по гибким трубопроводам. Добываться будет примерно 70 млн. кбм газа в день, что эквивалентно 4 тыс. баррелей газа в сутки с незначительным содержанием конденсата (0,2%). Первая фаза разработки проекта разбита на два этапа, их назвали «окончательное инвестиционное решение 1» (ОИР1) и «окончательное инвестиционное решение 2» (ОИР2). В рамках ОИР1 будут построены морские и береговые объекты. Береговые объекты будут состоять в основном из приёмных сооружений,  установки комплексной подготовки газа и счётчика замера газа, а также установки для стабилизации газового конденсата и его хранения. ОИР2 предусматривает строительство завода по сжижению природного газа в Териберке.
В феврале 2011 года представители всемирной экологической организации WWF заявили, что необходимо существенно доработать проектную документацию по освоению месторождения и вновь представить проект на экологическую экспертизу. «Эксперты сделали более полутора сотен существенных замечаний к проекту. Надеемся, выводы станут поводом для серьёзной работы над ошибками», — подчеркнул тогда координатор проектов по нефти и газу Баренцевоморского отделения WWF России Вадим Краснопольский. По мнению экспертов, выводы WWF могут быть одной из причин задержки принятия окончательных инвестрешений ШГАД. Также одной из причин может быть активная разработка месторождений сланцевого газа за рубежом. Однако представители «Штокман Девелопмент АГ» заявляют, что эта задержка связана лишь с масштабностью проекта.
Напомним, 29 декабря 2011 года в Москве состоялось очередное заседание Совета директоров «Штокман Девелопмент АГ» (ШДАГ). Совет директоров подвёл итоги работы компании и констатировал, что в течение года была проведена масштабная работа в рамках подготовительной стадии проекта. Акционеры высоко оценили достигнутые результаты, но считают, что согласование условий, необходимых для принятия окончательного инвестиционного решения, требует дополнительного времени. Обсудив текущую ситуацию, акционеры приняли решение о переносе принятия окончательного инвестиционного решения на конец марта 2012 года. Такой график для принятия ОИР необходим, учитывая важность и масштаб проекта.
Тогда правительственные экологические организации призвали акционеров «Штокман Девелопмент АГ» (ШДАГ) отказаться от вложения денег в «опасный и экономически рискованный» проект освоения месторождения, которому есть более дешевые и безопасные. «Проект освоения Штокмановского месторождения абсолютно не готов», — такой вывод сделали экологи на основе информации, предоставленной разработчиками проекта. «В настоящее время в России не существует морской службы противофонтанного обеспечения и системы спутникового мониторинга аварийных ситуаций, отсутствуют технологии ликвидации аварийных разливов нефтепродуктов в ледовых условиях.
Всё это предполагает дополнительные финансовые расходы на создание инфраструктуры для ликвидации аварийных ситуаций, которые должны быть учтены, гарантированы и зарезервированы ещё на этапе планирования проекта», — подчёркивалось в совместном заявлении «Гринпис России», «Беллоны-Мурманск», организа-ций «Экоюрис», «Зелёная линия», Социально-Экологического союза, Кольского экологического центра, Кольского центра охраны дикой природы.
Как утверждают экологи, наряду с планами ликвидации возможных аварий разработчики не предусматривают выплаты за возможный причинённый окружающей среде ущерб. В предоставленных документах также нет упоминаний о комплексной оценке воздействия проекта на окружающую среду, в то время как акустическое воздействие и влияние газогидратов на флору, фауну и климат предполагают экономическую оценку мер по минимизации, предотвращению или компенсации этого воздействия. «В зоне разработки месторождения находятся особо охраняемые природные территории, а также места обитания краснокнижных видов.
Нанесение ущерба столь ценным экосистемам и видам повлечёт за собой существенные компенсационные выплаты, которые должны быть учтены и гарантированы ещё на этапе планирования проекта. Однако менеджер по экологическому мониторингу и ОВОС компании «Штокман Девелопмент АГ» Юрий Александровский отметил финансовую несостоятельность компании для проведения комплексной экологической оценки: «Если компания богатая и хочет дополнительно исследовать что-то — пожалуйста, но в первую очередь проект должен быть рентабельным».
По словам экологов, сегодня у ШДАГ отсутствует климатическая политика. «Недооценки рисков, связанных с изменением климата, могут привести к искусственному завышению рентабельности проекта. К таким рискам относятся: изменения количества осадков и системы их распределения, увеличение штормов и ураганов, повышение уровня моря, изменение береговой линии, увеличение заболеваемости населения и многое другое, что требует оценки ещё на этапе планирования», — убеждены в экологических организациях. Экологи призвали правительство РФ «рассмотреть существующие альтернативы арктическим нефти и газу». «Прежде всего, это проекты в области энергосбережения, которые обойдутся государству гораздо дешевле, чем освоение арктических ресурсов. Так, например, альтернативой штокмановскому газу может стать модернизация газовых электростанций, которая даст сравнимое количество газа гораздо быстрее и при меньших материальных затратах», — полагает руководитель энергетической программы «Гринпис России» Владимир Чупров.
Архангельская область планирует стать своеобразным подготовительным этапом к промышленному освоению «Штокмана». Предприятия Поморья принимают участие более чем в десяти тендерах, которые проводятся в преддверии начала первой фазы разработки месторождения. Так, Центр судостроения «Звёздочка» намерен участвовать в совместном российско-норвежском проекте по изготовлению комплектующих для «Штокмана».
Реализация проекта требует и подготовки кадров. Эту часть дела планируется отдать на субподряд. Однако востребованность выпускников вузов нашей области пока
невелика. В настоящий момент для работ по первой фазе реализации проекта нужно всего восемьдесят специалистов с высшим профессиональным образованием в возрасте от 30 до 35 лет. Однако и здесь квота для Архангельской области весьма ограничена — из региона войти в состав этой квоты  работников смогут лишь два десятка человек. Остальных будут привлекать из Москвы, Санкт-Петербурга и Мурманска.

 

Валерий ЩИПУНОВ.