Долго доступ открывается

деньгиПервый вице-премьер российского правительства Игорь Шувалов выступил с инициативой: наряду с госкорпорациями обязать крупные частные компании с годовой выручкой свыше 7 млрд. руб. выделять в своих закупках квоту в 23% для малого бизнеса. Соответствующий законопроект сейчас готовит антимонопольное ведомство.

Затруднённый доступ малого и среднего бизнеса к участию как в госзаказе, так и в закупках госкомпаний, — одна из основных проблем, с которыми сталкиваются предприниматели в своей деятельности. Много нареканий у бизнеса к организации аукционов, электронных торгов, к требованиям к поставщикам товаров и услуг, которые нередко предназначены для вполне конкретного игрока рынка, к результатам торгов, исход которых определяется не опытом и ресурсами потенциальных подрядчиков, а самым выгодным предложением цены.

Насколько мизерный процент малых компаний участвуют в закупках, иллюстрирует статистика общественных предпринимательских организаций и органов государственной власти. По данным «Опоры России», в закупках государственных компаний сейчас участвуют примерно 24% представителей малого бизнеса, и только 30% из них считают, что аукционы проводятся честно.

По данным Федеральной антимонопольной службы, около 90% закупок компаний с госучастием приходится на единственного поставщика.

Минэкономразвития приводит более удручающие цифры: по данным ведомства, общий объём закупок у единственного поставщика по закону 223-ФЗ составляет примерно 48%, а объём закупок иными способами (фактически это замаскированные закупки у единственного поставщика) — 46%.

Таким образом, в России всего 6% государственных контрактов можно считать заключёнными на справедливых, прозрачных условиях в результате честной конкуренции подрядчиков.

К слову, более 77 тыс. организаций за весь 2014 год приобрели товаров, работ и услуг на 17,8 трлн. рублей, а с начала 2015 года — на 14 трлн. Цифры впечатляют: имей они хоть какое-то отношение к малому и среднему бизнесу, это оздоровило бы нашу экономику и приблизило её к исполнению мечты о 50%-ном вкладе малых и средних предприятий в ВВП. На деле же эти бюджеты фактически сконцентрированы в руках крупных компаний. Дело в том, что на практике установленная квота не соблюдается или соблюдается лишь формально. В торгах участвуют «карманные», специально созданные под аукционы юридические лица, подпадающие под критерии малых и средних предприятий. Такие фиктивные компании с номинальными учредителями выводятся на торги, на которых и выигрывают.