Бедность — не порок, а «заслуга» правительства
Росстат подвёл финансово-экономические итоги первого полугодия. Они не радуют.
Только в июле реальные доходы населения сократились на 7%. Заметим, что уже в прошлом году благосостояние россиян рухнуло на все 10%. Во всём виновата, конечно, инфляция. Хотя в этом году её темпы замедлились почти вдвое, но она продолжает съедать нашу зарплату. А та практически не увеличивается. Нужно понимать, что рост цен рассчитывается в геометрической, а не арифметической прогрессии. Не вдаваясь в математические детали, иными словами, за последние два года мы стали жить беднее почти на четверть, а не на 17%, как некоторые могли бы подумать. Но и последний показатель ужасает.
Последнее время наше правительство как может старается успокоить своих граждан. Якобы ещё год назад российская экономика, погружаясь на дно кризиса, всё-таки достигла дна и успешно начала всплывать. По крайней мере это постоянно утверждает министр экономического развития Алексей Улюкаев.
В чём-то он прав. В 2015 году падение валового внутреннего продукта (ВВП) составило 3,7%. А за первые шесть месяцев этого — всего лишь 0,9%. Это вселяет хоть небольшую, но уверенность в завтрашнем дне.
Но падение экономики продолжается, причём именно в геометрической прогрессии (то есть процент обрушения ВВП куда выше, если сравнивать с показателем 2014 года). А значит, мы беднеем с большей скоростью, чем утверждает Росстат. Почему же падает ВВП?
Ответ на поверхности — нефтяная экономика приказала долго жить, а ничего другого предложить миру мы не способны. По крайней мере сейчас. Значит, от дна мы не оттолкнулись. ВВП продолжает тонуть, и возможности подтолкнуть его к поверхности нет. Подтверждением служит тот факт, что Росстат сообщил: в июле по сравнению с июнем наша промышленность упала почти на 1%. Это означает, что никаких шансов поднять зарплату нет. Равно как и пенсии. Кстати, этого не получается уже 21 месяц подряд.
Но ведь тогда экономика не будет работать в нормальном режиме и ВВП продолжит падать. Если не повышать людям зарплату, они и работать лучше не будут — вкалывать, когда в твоём кошельке с каждым днём все больше дырок, никто не будет. Уже сейчас ясно, что люди среднего класса начинают экономить на самом последнем — продовольствии, одежде, лекарствах и тому подобном. То есть о росте ВВП можно забыть, причём надолго — нет спроса, нет и предложений.
Согласно докладу аналитиков Высшей школы экономики, если российский ВВП в 2016 году будет лишь на 1,3% выше, чем в 2008 году, то в 2018 году можно будет сказать, что страна потеряла десятилетие. Это означает самое страшное. За последние десять лет мы не то что не продвинулись вперёд, а резко откатились назад. Результаты говорят о том, что наша экономика неконкурентоспособна.
Как же выбраться из этого тупика и добиться стабильного повышения заработной платы?
Очевидных решений не существует. Тем более что западные санкции до сих пор тормозят наш экономический рост. Конечно, можно спорить до хрипоты. Судя по всему, предложение ЦБ о снижении инфляции, а затем и ключевой ставки до 4% годовых, видимо, остаётся последним «спасательным кругом», который действительно позволит всплыть нашей экономике на поверхность.
Если не повезёт, то придётся воспользоваться предложением помощника президента Сергея Глазьева и раскрутить печатный станок на полную мощность. Но это не выход. Снова раскрутится инфляция, и мы опять же вернёмся на круги своя — рост цен есть, а повышения зарплаты нет.
Константин СМИРНОВ.