Миф о расцвете агропрома России

говядинаРоссийские власти стали называть агропром «локомотивом» всей экономики, который находится на подъёме и показывает невиданные темпы роста.

Минсельхоз сообщил, что за 10 месяцев в РФ производство мяса птицы увеличилось на 3,2%. Эти темпы значительно превышают мировые: продовольственная организация ООН (ФАО) ожидает роста объёмов в 2016 году не более 1,1% (до 116,2 млн. тонн).

На фоне общего уныния по поводу перспектив российской экономики сельское хозяйство вызывает у политиков и пропагандистов прилив оптимизма. Им нравится, что Россия из импортёра «ножек Буша» превращается в экспортёра птицы и свинины (в три раза). Их вдохновляет, что урожай зерна в этом году достигнет рекордного с 1978 года уровня – целых 117 млн. тонн. Впечатляют и  данные по сахару, его экспорт собираются увеличить в 25 раз.

Но есть факты, которые мешают и сегодня зажечься энтузиазмом по поводу «невиданных» успехов отечественного агропрома. Например, в последние два года прирост производства в сельском хозяйстве не выше, а ниже средних многолетних показателей. И это при том, что в стране собран рекордный урожай зерновых. А сами аграрии защищены от конкуренции и работают в тепличных условиях продовольственного эмбарго.

О каких рекордах можно говорить, если в 2016 году ожидается 3-процентный прирост сельхозпродукции. Столько же было и в 2015-м, а, например, в 2014 году – 3,7%, в 2013-м – 5,8%, а в 2008-м – даже 10,8%.

Население РФ в принципе готово порадоваться сводкам об успехах аграриев. Но этой радости мешает общее сокращение потребления продуктов питания из-за их значительного подорожания. За два года, с сентября 2014-го по сентябрь 2016 года (то есть за время эмбарго), объём продаж продовольственных товаров на внутреннем рынке в сопоставимых ценах снизился на 13,6%.

В нормальной рыночной среде объявленный рост производства продовольствия должен вести к снижению розничных цен. Но в России этого почти не бывает. Примечательно, что внутренние цены на отечественную агропродукцию нередко оказываются выше зарубежных. Да и растут цены на продовольствие в России, как правило, быстрее, чем в Евросоюзе. С начала 2016 года существенно, на 7,5%, подорожали рыба и морепродукты, а в среднем по странам ЕС – только на 2,1%. Молочные изделия, сыр и яйца за тот же период у нас подорожали на 2,2%, а в ЕС подешевели на 1,7%. Мясо в Европе удержалось в цене, а у нас подросло на 1,2%. Россиян, получается, спасают овощи, которые подешевели на 22,1% (в странах ЕС – в среднем на 1,8%).

Эксперты поясняют, что за цены на продовольствие нужно спрашивать не только с аграриев. «Потребительские цены, например, на мясную продукцию на 30–40% выше, чем у промышленных производителей мясной продукции, а у промышленных производителей – на 18–20% выше, чем у частных, – объясняет завкафедрой Российского экономического университета им. Плеханова Дмитрий Завьялoв. – Опыт государственного вмешательства в ценообразование в аграрном секторе в последние 10–15 лет можно однозначно считать негативным.

Попытки отраслевого или точечного вмешательства в эти процессы (например, ограничение экспорта зерна в целях снижения внутренних цен) всегда приводили к нежелательным экономическим перекосам и снижению инвестиционной привлекательности отрасли».

Председатель комитета Торгово-промышленной палаты РФ по развитию агропромышленного комплекса Виктор Семёнов рад, что государство поддерживает аграриев, но не может до конца разделить эйфорию властей. «С сентября 2015 года не распределяются субсидии, которые были заложены на 2016 год. Это нервирует аграриев и приводит к тому, что вместо запланированных 270 га теплиц будет построено только 150 га».

Семёнов уверяет, что аграрии не страдают от снижения внутреннего потребления, так как отечественные продукты вытесняют импорт. Вместе с тем он считает, что снижать потребление нельзя. «Необходимо запускать механизмы продовольственной поддержки малообеспеченного населения. В США в такой программе участвуют 40 млн. человек», – напоминает эксперт.

 

Анатолий КОМРАКОВ.