Завалим Европу поморским ломом

В грузообороте Архангельского порта увеличивается доля металлолома. В прежние годы (за редкими исключениями) это был утиль промышленных предприятий города, а грузовые районы занимались только отправкой его за границу. Сейчас ситуация изменилась.

В нынешнюю навигацию заметную роль в его перевозках играет каботаж. То есть из разных дальних регионов, где за много лет вместо техники и оборудования появились свалки ржавого искорежённого металла, его собирают, грузят на суда и везут в Архангельск. Только за последний месяц с полными трюмами к нам прибыли транспорты из Нарьян-Мара, с Новой Земли, с Варандея, доставлен металлолом с полуострова Ямал.

После дополнительной переработки этот груз отправится дальше, но уже на судах загранплавания. В странах Западной Европы ценят российский металл дорого. Собираемость металлолома составляет там 90-95%, что обеспечивает более рациональное использование невозобновляемых природных ресурсов и значительно снижает негативную нагрузку на окружающую среду. При этом лом подвергается многократной глубокой переработке, в результате в металл попадают примеси.

В России же собираемость лома не превышает 55-60%. В результате, несмотря на этот негативный фактор, мы поставляем на экспорт чистое сырьё, металл, который фактически использовался один раз. И потому цена чёрного лома, которую устанавливают сталелитейные комбинаты Запада, устраивает и «санитаров» промышленных кладбищ, и обработчиков лома металлов, и грузоотправителей-экспортёров.

Совсем не случайно под разделку старых судов переквалифицированы сразу несколько предприятий Архангельска – Соломбальская судоверфь, СРЗ № 1 на Фактории, грузовой район на Жаровихе. Причалы бывшего лесозавода имени Ленина интенсивно используются для погрузки металлолома на суда. Один-два раза в месяц уходят отсюда теплоходы назначением в Норвегию, Турцию, Испанию.

 

Александр МИХАЙЛОВСКИЙ.