Проедаем остаток основных фондов

В Архангельске прошла конференция по созданию высокопроизводительных рабочих мест. На форуме региональный министр экономического развития Семён Вуйменков напомнил, что в соответствии с указом президента РФ к 2020 году в России должно быть создано 25 млн. таких мест. При этом чиновник не преминул презентовать Архангельскую область как один из немногих субъектов страны, где отмечен рост количества высокопроизводительных рабочих мест. Положительная динамика, по словам Семёна Вуйменкова, ожидается и по итогам текущего года.

Однако существующая в стране система модернизации экономики не в полной мере отвечает современным требованиям, сообщили в Минэкономразвития России (МЭР). В советское время коэффициент обновления основных фондов был существенно выше, чем сейчас в России.

В пресс-службе МЭР привели такие значения коэффициента: в 1970 году – 10,2%, в 1980-м – 8,2%, в 1985-м – 7,6% и в 1990-м – 5,8%. При этом наблюдалось «накопление устаревшего оборудования из-за низких темпов выбытия», добавили в ведомстве.

По данным Росстата, сейчас коэффициент обновления основных фондов составляет
около 4%, а выбытия – чуть менее 1%. При этом темпы обновления, по данным Счётной палаты, замедляются. Когда коэффициент обновления составляет ежегодно 4%, это значит, что для полной замены старых фондов (оборудования, сооружений и т. п.) понадобится 25 лет.

Между тем, в Минэкономразвития отмечают: начиная со второй половины 2000 года резко возросла интенсивность вводов при сохранении интенсивности выбытия, что обусловило «омоложение» основных фондов предприятий. Так, в 2015 году средний возраст машин и оборудования в целом по экономике составил, по данным Росстата, 11,1 года (в том числе по сельскому хозяйству, охоте и лесному хозяйству – 9,4 года; промышленности – 11,7 года; обрабатывающим производствам – 12 лет). По оценке ведомства, лидерами в обновлении производственных мощностей (прирост мощностей за 15 лет более чем в два раза) стали производства резиновых и пластмассовых изделий, электро- и оптического оборудования.

Среди аутсайдеров (объём мощностей сокращается) – лёгкая промышленность, производство машин и оборудования (исключая оборонно-промышленный комплекс). Риск аварийности из-за недостаточного обновления фондов наблюдается в следующих отраслях: добыча полезных ископаемых (степень износа основных фондов на конец 2016 года составила 57,5%), транспорт и связь (55,7%), здравоохранение и предоставление социальных услуг (56%).

Очевидно, что рост инвестиций в основной капитал – необходимое условие для обновления основных фондов. «Однако с 2013 года наблюдается замедление прироста основных фондов на фоне сохраняющейся высокой степени износа, составившей в 2016 году в целом по экономике 48,7%», – говорится в заключении Счётной палаты на трёхгодичный проект федерального бюджета.

Аудиторы обращают внимание, что с 2001 года степень износа основных фондов устойчиво выше 40% с тенденцией к росту. «В 2016 году по сравнению с 2015-м степень износа основных фондов увеличилась по всем видам экономической деятельности, кроме рыболовства и рыбоводства. А по таким видам, как добыча полезных ископаемых, здравоохранение, образование и предоставление социальных услуг, транспорт и связь, степень износа превысила 55%», – свидетельствуют аналитики СП.

Процесс обновления основных производственных фондов с 2013 года замедляется, уточняют аудиторы. Как они сообщают, «коэффициент обновления основных фондов (в сопоставимых ценах) в 2016 году снизился и составил 3,7% после 3,9% в 2015-м. Доцент Российского экономического университета им. Плеханова Владимир Колмаков пояснил, что средние показатели «скрывают существующий разброс степеней износа в разрезе территорий и отдельных предприятий. Например, сельское хозяйство сейчас всё же в лидерах и по обновлению, и по модернизации».

 

Антонина БАКШЕЕВА.