Свои потребители не в приоритете

В этом году угледобывающим компаниям России повезло. Повышение мировых цен на каменный уголь на фоне кризиса поставок угля из Австралии вызвало рост спроса на российское топливо. РЖД хвалится, что погрузка каменного угля за 9 месяцев 2017 года составила без малого 263 млн. тонн, что на 9,3% выше результатов сопоставимого периода 2016 года.

Особенно хорошо идёт экспорт. Если в целом прирост погрузки угля составил 22,5 млн. тонн, или +9,3%, то на экспорт из них ушло 21,9 млн. тонн. Здесь рост уже +18,2%. При этом прирост погрузки в адрес российских грузополучателей составляет около 1% к прошлому году.

Итоги первой половины октября позволяют сделать вывод, что тренд крепок, как никогда. С шахт и разрезов вывозят 1 млн тонн угля в сутки, и каждая вторая дополнительная тонна отправляется в порты, и оттуда — зарубежным потребителям. Схожая ситуация с обеспечением вагонами отгрузок технической соли — её тоже не в чем везти на отечественные котельные.

Стоит ещё раз обратить внимание на динамику прироста поставок угля: 1% для российских потребителей, в то время как на экспорт — больше 18%. То есть для перевозок угля на экспорт угольщики находят вагоны, а для поставок российским предприятиям в начале отопительного сезона — нет.

А что по этому поводу думают в Минэнерго? Неужели эту диспропорцию в минис­терстве считают нормальной? Чего в этой ситуации ждать обычным жителям глубинки? ТЭЦ, остановившиеся из-­за недопоставки твёрдого топлива, замерзающие школы и детские сады, иней в квартирах?

Неприятный фон для предвыборной кампании. Только что в сравнительно менее проблемной ситуации с ВИМ-­авиа министр транспорта РФ Соколов уже удостоился внимания президента России и получил неполное соответствие.

 

Сергей ПЕТРОВ.