Налоговые тайны раскроют

С 1 июня должен был начать работу сервис ФНС «Прозрачный бизнес», который раскрыл бы данные компаний, ранее составлявшие налоговую тайну. Однако накануне служба сообщила о переносе запуска сервиса на два месяца — до 1 августа.

Причиной этого стали просьбы крупного бизнеса (в том числе попавшего под санкции) и госкомпаний. В итоге старт сервиса разбит на три этапа и завершится в декабре 2018 года, сведения же о стратегических предприятиях в нём появятся не ранее 2020-го.

Речь идёт о сервисе «Прозрачный бизнес», созданном ФНС для оценки рисков и проверки контрагентов. Первоначально планировалось запустить его в июле 2017 года, но тогда старт не состоялся также из-за просьб бизнеса об отсрочке. По сообщению ФНС, сведения о применяемых бизнесом специальных налоговых режимах, об участии в консолидированных группах налогоплательщиков, о численности работников появятся в открытом доступе 1 августа 2018 года.

Второй этап начнётся 1 октября — с этой даты будут раскрыты данные о доходах и расходах (по данным бухгалтерской отчётности), суммы уплаченных налогов, сборов и страховых взносов. Наконец, с 1 декабря в сервис будут загружены суммы недоимки и задолженности по пеням и штрафам, а также данные о налоговых правонарушениях. Напомним, часть этих сведений составляла налоговую тайну до 1 мая 2016 года, однако затем поправки к Налоговому кодексу лишили их такого статуса.

Глава экспертного центра при бизнес-омбудсмене Анастасия Алехнович отмечает, что добросовестные бизнесмены ждут, когда сервис наконец заработает. «Предпринимателям дорого содержать свою службу безопасности, проверять каждого поставщика. Тем более что ФНС ужесточает требования к компаниям, с 2016 года активно штрафует предпринимателей за работу с недобросовестными поставщиками. Если бизнес сможет ссылаться на сервис «Прозрачный бизнес», претензий у налоговой службы, надеемся, будет меньше», — отмечает эксперт.

Председатель комитета по налоговой политике «Деловой России» Кирилл Никитин считает, что сервиса ФНС бизнес ждал несколько лет и готов подождать ещё пару месяцев. Главное, чтобы условия раскрытия информации для частных компаний из несырьевого сектора были не более обременительны, чем для всех остальных.

Татьяна ГРИШИНА.