Население помешало бизнесу

Минэкономразвития (МЭР) фактически обвинило Центробанк (ЦБ) в потакании кредитованию граждан в ущерб финансированию бизнеса. Существующее регулирование стимулирует российские банки заниматься потребительским кредитованием, а не финансировать предприятия, считает министр экономического развития Максим Орешкин.

«Одна из причин, почему у нас не такое высокое кредитование предприятий, не только малых и средних, но и крупных, – состоит в том, что банки сконцентрировались на кредитовании населения, а не предприятий. При этом темпы роста инвестиций в основной капитал в РФ во втором квартале снизились до 2–3% в годовом выражении», – пояснил Орешкин.

По оценкам регулятора, розничное кредитование в 2018 году вырастет на 20%, а корпоративное – на 6–7%. За семь месяцев 2018 года, по оценкам ЦБ, корпоративное кредитование выросло примерно на 1,5 трлн. руб., а розничное – на 1,3 трлн. Глава Центробанка Эльвира Набиуллина ранее обещала не допустить перегрева на рынке потребительского кредитования. По её мнению, темпы его роста должны быть сопоставимы с повышением доходов населения и увеличением кредитов реальному сектору экономики. Но сейчас корпоративное кредитование отстаёт от розничного по темпам роста в 3 раза. Что касается доходов населения, то по итогам первой половины 2018 года они увеличились только на 2,6% к тому же периоду прошлого года.

Общий долг граждан банкам достиг нового максимума в 13,5 трлн. руб., сообщают в своём мониторинге Российская академия народного хозяйства и госслужбы и Институт им. Гайдара. В ситуации, когда доходы населения восстанавливаются крайне медленно, кредиты могут стать двигателем спроса, а значит, и активизации того самого малого и среднего бизнеса, которому под возросший спрос и могут потребоваться новые кредиты.

Однако эксперты предупреждают, что на этом пути могут возникнуть проблемы. Мол, банки встали на скользкую тропинку, уступив приоритет кредитования реального сектора экономики кредитованию потребителей. Такое перетекание денежного потока является нездоровым по своей сути, поскольку рост доходов частных заёмщиков также зависит от роста платёжеспособного спроса на продукцию или услугу, производимую тем бизнесом, который выплачивает ему зарплату.

Но есть среди экспертов и критики министра.

По мнению оппонентов господина Орешкина, у банков есть избыток ликвидности, который не весь уходит в потребительское и ипотечное кредитование. Банки ищут инст-рументы для вложений и с удовольствием кредитуют надёжные компании, но далеко не все отрасли испытывают кредитный голод. У нефтегазового сектора, например, нет проблем с кредитованием. Высокая рентабельность бизнеса, экспортные поставки, валютные потоки, надёжные заёмщики – кредитовать их легко и приятно. Охотно кредитуются также строительные подряды на крупных государственных инфраструктурных объектах и вообще исполнение государственного заказа. Но у предприятий обрабатывающих секторов по большей части низкая рентабельность и высокая зависимость от слабого потребительского спроса и роста цен на сырьё. Для них ставки по кредитам всё ещё неподъёмно высоки, многие из них уже закредитованы, с трудом обслуживают предыдущие займы и находятся в шаге от банкротства.

Анатолий КОМРАКОВ.