Локомотив экономики сбавил ход

Минэкономразвития РФ по итогам 2018 года ожидает замедление темпов роста производства агропродукции в стране, а вклад сельского хозяйства в темпы роста всей экономики называет околонулевым. Похоже, эйфория по поводу агропромышленного комплекса, который ещё недавно получил от президента звание драйвера роста экономики, сошла на нет.

По мнению ведомства, это произошло в основном из-за сокращения посевных площадей большинства культур и сложных погодных условий. В 2016 году на фоне падения ВВП на 0,2% аграрии дали прибавку на 4,8%. Энтузиазм не падал и по итогам 2017 года, хотя тогда цифры были уже скромнее: ВВП вырос на 1,5%, а сельское хозяйство – на 2,4%.

Чиновники в таких случаях игнорируют тренд, а концентрируются на одном каком-нибудь показателе, который кажется им более выигрышным для пропаганды. В 2017 году такой палочкой-выручалочкой был рекордный урожай зерна: впервые в истории Россия произвела 135,3 млн. тонн, в том числе 85,9 млн. тонн пшеницы. Но в этом году зерновые точно подкачают, Минэкономразвития прогнозирует, что будет собрано до 113–115 млн. тонн. Минсельхоз обещал урожай «в районе 100 млн.». В 17 регионах страны в связи с неблагоприятными погодными условиями (засухой или, наоборот, наводнением) был введён режим чрезвычайной ситуации (ЧС).

Погода действительно сильно влияет на растениеводство, которое составляет половину всего объёма сельского хозяйства. Однако темпы роста в отечественном сельском хозяйстве снижаются из-за 2 основных факторов.

Во-первых, наблюдаются исторически низкие цены в мире и РФ. Во-вторых, у нас несколько лет происходило сокращение доходов населения, которые только сейчас начали стабилизироваться. Внутренний рынок насыщен, тут мало ниш для роста. Например, производителям свинины и мяса птицы, если они хотят развиваться, нужно быть экспортёрами, но пока это не очень получается.

На вопрос, какими цифрами из агросектора сможет вдохновляться руководство страны на фоне падения сбора зерновых до уровня 2015 года, директор Центра агропродовольственной политики Института прикладных экономических исследований РАНХиГС Наталья Шагайда ответила: «Никакими. Рост производства в свиноводстве и птицеводстве будет, но он сдерживается доходами населения, ограниченными возможностями экспорта продукции. Да, можно хвастаться успехами в производстве тепличных помидоров, там рост в разы, но в общей массе – это капля в море. Кроме того, турецкие всё равно дешевле».

Ещё один вывод, который напрашивается из сложившейся ситуации, состоит в том, что в нашем агросекторе, похоже, так и не произошло никаких технологических преобразований, которые помогли бы нивелировать негативное влияние сезонных погодных колебаний.

Вадим КРИВОВ.