Труд между цифрой и бумагой

Минтруд РФ и представители бизнеса спорят о том, что лучше защитит интересы граждан при учёте трудового стажа — бумажные или электронные трудовые книжки? Обе стороны согласны передать учёт сведений о трудовой деятельности в ведение ПФР, но не могут сойтись в сроках реформы и в том, отказываться ли при переходе к электронному документо-обороту от бумажных документов или сохранить его «на всякий случай».

Переход на электронные трудовые книжки обсуждается в правительстве в двух вариантах — Минтруда и рабочей группы по трудовому законодательству АНО «Цифровая экономика». Вопрос — в способе, сроках и в балансе между снижением издержек для бизнеса и защитой прав работников.

Законопроект Минтруда предполагает, что электронный учёт трудовой деятельности на базе ПФР должен быть запущен с января 2021 года. Но работодатель ещё 6 лет должен будет вести бумажные трудовые книжки (отказаться от них можно будет только по заявлению работника). Бизнес же предлагает отменить книжки уже с 2020 года, предусмотрев возможность их ведения по желанию работника, но переложив на него ответственность за их хранение. Проект бизнеса также предусматривает возможность заключения электронных трудовых и ученических договоров и договоров о материальной ответственности, в Минтруде же хотят увязать цифровизацию кадрового документооборота с комплексным правовым регулированием цифровой экономики.

Ключевой развилкой здесь является «режим умолчания»: по словам главы проектного офиса программы «Цифровая экономика» Владимира Месропяна, эффект и издержки реформы будут зависеть от того, станет ли опциональным сохранение бумажной книжки или отказ от неё.

В Минтруде настаивают, что «бумажный» подход направлен на защиту интересов трудящихся: переход к «цифре» не должен вынуждать их приобретать электронные устройства или цифровую подпись за свой счёт или тратить время на поездку в МФЦ за выпиской вместо похода в отдел кадров. Половина граждан, согласно соцопросам, не готовы отказаться от бумажной книжки, поскольку видят в ней гарантию учёта трудового стажа и льгот при начислении будущей пенсии.

«При начислении пенсии используется информация не из трудовой книжки, а из системы ПФР», — подчеркнула глава рабочей группы АНО «Цифровая экономика», вице-президент Сбербанка Анна Попова. По её словам, реестр повышает доступность информации для работников, а при увольнении избавляет от необходимости месяцами ходить к работодателю, чтобы получить трудовую книжку.

Представители профсоюзов указывают, что работнику трудовая книжка как таковая вообще не нужна — если, конечно, её не требует предоставить тот же ПФР для подтверждения стажа. В самом ПФР никаких препятствий для перехода к электронному учёту не видят. По словам зампреда правления ПФР Алексея Иванова, фонд будет готов начать его с 1 января 2020 года, схема уже обкатана в пилотном проекте со Сбербанком.

 

Надежда КРАСНУШКИНА.