Предпринимателей будут реже арестовывать

В ближайшее время должна измениться правоприменительная практика в отношении ареста предпринимателей. Верховный суд России принял постановление, согласно которому начнут применяться более строгие правила к рассмотрению ходатайств об аресте.

Основная мысль постановления сводится к тому, что каждый раз, когда следствие просит арестовать предпринимателя по обвинению в мошенничестве, суду потребуется тщательным образом проверить, что предполагаемое преступление не связано напрямую с предпринимательской деятельностью.

«По каждому поступившему ходатайству следователя, дознавателя о применении меры пресечения в виде заключения под стражу в отношении подозреваемого или обвиняемого в совершении преступлений, предусмотренных частями 1–4 статьи 159, статьями 159.1-159.3, 159.5, 159.6, 160, 165 и 201 УК РФ, являющегося индивидуальным предпринимателем или членом органа управления коммерческой организации, следует проверять, приведены ли в постановлении о возбуждении ходатайства и содержатся ли в приложенных к постановлению материалах конкретные сведения, подтверждающие вывод о том, что инкриминируемое ему преступление совершено не в связи с осуществлением им предпринимательской деятельности и (или) управлением принадлежащим ему имуществом, используемым в целях предпринимательской деятельности, либо не в связи с осуществлением им полномочий по управлению этой организацией или не в связи с осуществлением коммерческой организацией предпринимательской или иной экономической деятельности», – указано в постановлении пленума.

Проблема в этой сфере стала очевидной давно. Она связана с тем, что порой правоохранительная система старается выдать какие-либо действия в рамках бизнеса за уголовную аферу. К примеру, если бизнесмену поступили средства, однако он не смог выполнить работу. Возможно, действительно возникли какие-то проблемы. Есть и другой вариант, при котором предприниматель изначально хотел обмануть партнёров. Зачастую следствие старается доказать, что был именно второй вариант. И хотя УПК запрещает арест по обвинениям в экономических преступлениях, правоохранители часто пытаются сделать вид, что речь идёт об обычной уголовной афере.

Отныне следствие в своём ходатайстве должно доказывать, что инкриминируемое преступление не связано непосредственно с экономической деятельностью обвиняемого. Если аргументов предъявлено не будет, то ходатайство будет отклонено.

При этом отдельно отмечено, что возможный корыстный мотив подозреваемого или обвиняемого, а также способ распоряжения похищенным имуществом (к примеру, он присвоил лично или использовал для целей предпринимательства), не могут считаться основанием для признания деяния совершённым вне предпринимательской деятельности.

 

Даниил КОЗЛОВ.