Где вы, трудовые резервы?

Максимальную производительность труда имеют люди в возрасте 30-39 лет, считает директор Центра трудовых исследований ВШЭ Владимир Гимпельсон. Однако в ближайшие 10 лет численность занятых в возрасте до 40 лет сократится на четверть. И это – серьёзный вызов для экономики, который ещё не оценён.

При этом эксперт назвал «серьёзной проблемой и большим вызовом для экономики» тот факт, что сейчас на рынок труда выходит поколение, в котором вдвое меньше людей, чем выходящих на пенсию. Негативный эффект скоро станет заметен, к 2030 году он проявится особенно ярко.

Эксперт также указал, какие отрасли в большей степени пострадают от демографической ямы. «Наша экономика, что бы мы о ней ни говорили, уже давно стала экономикой услуг. По крайней мере по числу занятых. На крупных и средних предприятиях всех обрабатывающих отраслей в стране работают около 5 млн. человек из примерно 70 млн. занятых.

Кроме того, в промышленности проще, чем в сфере услуг, повышать производительность труда. Так что им людей хватит, – заметил Гимпельсон. – В услугах и торговле, где сосредоточено 75% рабочих мест страны, дефицит кадров будет заметен куда сильнее». Он также указал на то, что в России сложилась парадоксальная ситуация. При высокой доле людей, выходящих на рынок труда с хорошим высшим или средним специальным образованием, очень малая часть работников продолжают доучиваться в ходе своей карьеры».

В части проседания зарплаты эксперт привёл следующие расчёты. «По данным Росстата, за прошлый год зарплата даже немного выросла. Но Росстат даёт две оценки: для организаций-юридических лиц (около 51 тыс. рублей в среднем за месяц) и для всех занятых (примерно 42,4 тыс.).

В первом случае мы видим даже небольшой рост, но если пересчитаем средний заработок для тех, кто работает вне организаций (это ИП, самозанятые, занятые у физических лиц), то увидим снижение и очень скромную величину (в среднем немногим более 28 тыс. рублей в месяц).

Основные потери в доходах были именно в этом сегменте. Эта часть экономики наиболее пострадала от локдауна и ограничений. И мы пока не знаем, насколько она восстановилась», – пояснил эксперт.