Придет серенький волчок…

Данные о масштабах «серой» занятости в России ещё в конце 2020 года привёл глава бюджетного комитета Совета Федерации Анатолий Артамонов: деньги «в конверте» получают более трети жителей страны.

В пандемию число неофициально занятых резко выросло. По оценкам экспертов, в «теневую» занятость вовлечено около 25 млн. человек — это 32,5% экономически активного населения страны. А из-за «серой» зарплаты, по некоторым подсчётам, российский бюджет недополучает 3 трлн. рублей доходов, что почти равняется 3% ВВП.

Артамонов признал, что конкуренция на рынке рабочей силы настолько велика, что работникам приходится зачастую соглашаться на не самые выгодные для себя условия, чтобы получить место, в том числе и на зарплату «в конверте». Он предложил ужесточить уголовное наказание за выплату зарплаты без надлежащего оформления. Ответственность должна наступать независимо от суммы (сейчас порог составляет от 100 тыс. рублей и выше).

Эту идею уже раскритиковали в «Опоре России» (общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства), указав, что для вывода бизнеса из тени следует вводить налоговые послабления, а не ужесточать уголовное наказание.

Скептически к предложению отнеслись и в Государственной думе. Как отметил глава комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Ярослав Нилов, борьбу с «серой» заработой платой в России следует решать, анализируя причины, почему работодателю выгоднее платить «в конверте».

По его мнению, усиление ответственности работодателя не приведёт к серьёзным изменениям на рынке труда. Он отметил, что в России и так есть «достаточно серьёзная ответственность» за такую зарплату для работодателя, но «его это не останавливает».

Депутат отметил, что иногда работодателю нерентабельно вести бизнес, если предоставлять в налоговые органы реальную зарплату сотрудников.

Эксперты указывают и на то, что сейчас не самое подходящее время для излишней суровости. Бизнес после пандемии с трудом держится на плаву, зарплата «в конвертах» для многих — способ выжить и сохранить рабочие места. Ужесточения обернутся лишь дополнительной потерей рабочих мест, которых в пандемию и так не прибавилось.

Аналитики констатируют: объём «серой» занятости и неофициальных доходов в обозримой перспективе будет лишь расти.

 

Оксана Белкина.